Posted in Պատմություն 9, Գլխավոր

Հայաստանի առաջին Հանրապետությունը-պատմություն 06.10.2022

.ա ՀՀ հռչակում
Հայաստանի Հանրապետություն, ստեղծվել է 1918 թվականի մայիսի 28-ին՝ մայիսին տեղի ունեցած Սարդարապատի, Բաշ-Ապարանի և Ղարաքիլիսայի  հերոսամարտերից հետո։ Առաջին հանրապետությունը հիմնադրվեց հայ ժողովրդի համար ծանր ժամանակահատվածում, երբ երիտթուրքական բնաջնջման ծրագրից խուսափած բազմահազար հայ գաղթականներն ու սովը, տրանսպորտային ուղիների շրջափակումները, քեմալական Թուրքիայի հարձակումը, ինչպես նաև Ռուսական Կայսրության մանիպուլատիվ ու դավաճանական կեցվածքը Դաշնակցական Կառավարության նկատմաբ հնարավորություն չէին ընձեռելու պետության ղեկավարներին ստեղծել կայուն պետություն։ Առաջին հանրապետությունը գոյատևեց մինչև 1920 թվականի դեկտեմբերի 2-ը, երբ Ռուս-թուրքական համատեղ բազմամսյա ագրեսիայի հետեւանքով  Հայաստանի հանրապետության արևմտյան և հարավ–արևմտյան գավառները՝ այդ թվում Կարսը, Արդահանը, Կաղզվանը, Սուրմալու–Իգդիրը՝ սրբազան Արարատ լեռով, անցան քեմալական Թուրքիային, իսկ արևելյան գավառները՝ օկուպացվեցին բոլշեվիկների կողմից ու բաժանվեցին մի քանի մասի՝ Հայաստանի Խորհրդային Սոցիալիստական Հանրապետություն, Նախիջևանի երկրամաս, Արցախ, Գարդման-Գանձակ՝ Ադրբեջանական Խորհրդային Սոցիալիստական Հանրապետության կազմում և այլն։ 

բ. Բաթումի պայմանագիր

Բաթումի պայմանագիր․ 1918, այսպես կոչված հաշտության և բարեկամության պայմանագիր Օսմանյան կայսերական կառավարության և հայկական գավառների գերագույն և միակ իշխանության անունից, Թիֆլիսի Հայոց Ազգային Խորհրդի միջև, կնքվել է հունիսի 4-ին Բաթումիում։ Թուրքիայի կառավարության անունից պայմանագիրը ստորագրել են Խալիլ բեյը, Վեհիբ Մեհմեդ փաշան, հայկական գավառների գերագույն և միակ իշխանության անունից Ալեքսանդր Խատիսյանը, Հովհաննես Քաջազնունին, Մ. Պապաջանովը։ Պայմանագիրը պարտադրված ակտ էր ռազմական գերակշռություն ունեցող Թուրքիայի կողմից և ստորագրվել է Անդրկովկասում թուրքերի հարձակման պայմաններում։
Պայմանագրով Հայաստանի տարածքը կազմում էր 12 հազար քառակուսի կիլոմետր, պետք է վերանային ֆիդայական բոլոր ջոկատները, նաև Անդրանիկինը։ Թուրքիային էր անցնում երկաթուղին։ Ճանաչվում էր Հայաստանի Հանրապետությունը։ Հայաստանին էր մնում Սևանը, Երևանը, Էջմիածինը։ Գերմանացի դիվանագետներից մեկ խոսքերով՝ «հայերին թողեցին Սևանում լողանալու տեղ, բայց չորանալու տեղ չթողեցին»։ Հայաստանը իրավունք չուներ հարաբերություններ հաստատել Անտանտի երկրների հետ։ Գեներալ Անդրանիկը հունիս – հուլիս ամիսներին պաշտպանում էր Նախիջևանը։ Հուլիսի 17-ին այն հայտարարեց Խորհրդային Ռուսաստանի մաս, աշխատելով այն պահել որպես Բրեստի պայմանագրով Թուրքիային ոչ ենթակա տարածք և ավելի ծանր Բաթումի պայմանագրից դուրս գտնվող հողամաս։

Posted in Հայոց լեզու 9, Գլխավոր

Հայոց լեզու 10.06.2022

  1. Վերականգնել տրված բառերի հնչյունափոխված հիմքերի անհնչյունափոխ ձևերը՝ փակագծերում նշելով հնչյունափոխությունները:
    • Գժվել-գիժ, թուլակազմ-թույլ, կազմություն, թրատել-թուր, սփռոց-սփռել, նախրապան-նախիր, ժրաջան-ժիր, անգիտակ-գիտելիք, տիրասեր-տիրել, մեհենական-մեհյան, առվեզր-առու, ճահճապատ-ճահիճ, խցան-խուց, սերնդափոխություն-սերունդ, զինանշան-զենք, մարդկային-մարդիկ, աշխուժանալ-աշխույժ, ռմբակոծել-ռումբ, առաքելություն-առաքյալ, պահպանել-պահել, ձեռագրաբան-ձեռք, պարսկական-պարսիկ, հանդգնել-հանդուգն, հարստանալ-հարուստ, սնահավատ-սին, երջանկանալ-երջանիկ, խտություն-խիտ, փաղաքշանք-փաղաքուշ, խարխլել-խարխուլ, դիզել-դեզ, տնաբույս-տուն, անիծել-անեծք, նրբանկատ-նուրբ, խնկաման-խունկ, որկրամոլ-որկոր, կուսական-կույս:
  2. Գտնել առկա երկուական հնչյունափոխությունները՝ փակագծերում վերականգնելով անհնչյունափոխ ձևերը:
    • Սննդամթերք-սննունդ, մթերք, վարչատնտեսական-վարչություն, տնտեսություն, հրաձգարան-հուր, ձիգ, խորհրդատվություն-խորհուրդ, տալ, երգչախմբային-երգ, խումբ, տնօրինություն-տուն, օրենք, ամրապնդել-ամուր, պինդ, բաժնետիրություն-բաժին, տեր, մատենագրական-մատյան, գիր, չվացուցակ-չվել, ցուցակ, տեղեկատվություն-տեղեկություն, տալ, հնագիտություն-հին, գիտություն, միջամտել-մեջ, մտնել, գնացուցակ-գին, ցուցակ, մարդկայնություն-մարդիկ, կայուն:
  3. Կազմել այնպիսի բառեր, որոնցում տրված բառերը և արմատները ենթարկվեն հնչյունափոխության:
    • Բույս-բուսաբան, ձյուն-ձնեմարդ, բույր-բուրաստան, գունդ-գնդակոծել, բուռն-բռնազբոսիկ, ձիգ-ձգել, նուրբ-նրբերշիկ, կոշիկ-կոշկակար, աստղ-աստղային, ուղի-ուղեցույց, ցունց-ցնցել, քեն-քինոտ, ցիր-ցրել, լիս-լսել, վեճ-վիճաբանություն, պատառ-պատռել, դետ-դիտել, օգուտ-օգտակար, փշուր-փշրել, համբույր-համբուրել, շեն-շինարար, արյուն-արնախում, մատույցմատուցել, սուն-սնկապուր, ծածուկ-ծածկել, կուռ-կռել, կիրթ-կրթված, ումպ-ընմել, ծաղիկ-ծաղկեփուջ, ծիլ-ծլել, արծիվ-արծվանալ, շահույթ-շահել, ձուկ-ձկնորս, թթու-թթվել, ազնիվ-ազնվագույն, գույժ-գուժել, նիշ-նշել, խում-խմել:
Posted in Русский язык 9, Գլխավոր

По закоулкам моей памяти-Русский язык 06.10.2022

Это был обычный вечер, я сидел у себя в комнате, листал ленту, наслаждался жизню, и тут резко раздался грохот на кухне, я быстро пошёл туда и включил свет,
окозалось что упала кострюля, которую я неровно поставил, я взял ёе, поставил на место и вернулся в свою комнату.
Я просидел так около 2 часов, на улице была кромешная тьма, я решил что уже пора спать, выклучил компютер, надел пижаму и пошёл спать…
-А, где я?
Я попал в кокое то сранное место где всё было чёрным, он я всё мог видеть хоть и не очень отчётливо, я побродил где-то 10 минут и наткнулся на дерево, ударился об него и упал, я проснулся…
Был я в холодном поту, я не понимал что происходит, на часах было 02:47.
-Надо меньше ужастиков смотреть…
Сказал я и просидел так до самого утра.
-Надо бы позвонить другу.
Я набрал номер и нажал на кнопку вызова.
-Алло?
-Да привет Андруха, как дела?
-Да нормально, а у тебя как?
-Да норм.
-А что звонишь в такую рань?
-Да хотел спросить не хочешь ли выйти? Погуляем чутка.
-Нууу… Можно.
-Окей встретимся около вокзала в 10:00, через 20 минут.
-Окей.
***Спустя 20 минут***
-Привет Сергей.
-Привет…
Хмуро ответил я.
-А ты что такой жмурый?
-Да так сон приснился…
-И какой же?
-Нууу…
И я ему всё рассказал.
-А, ну теперь понятно, но нельзя же ведь из за такой чепухи нос вешать, пошли я денюшку взял, морожное поедим, а?
-Ну, можно по одному.
***8 часов спустя***
Про тот сон я уже забыл.
-Ну мне пора Серёг, пока.
-Пока.
***30 минут спустя***
Я вернулся домой, заворил чаёк и сел смотреть фильмы…
***4 часа спустя***
-Так пора закруглятся, пойду ка посплю.
Я как и в прошлый раз выключил комп, надел пижаму и снова заснул.
-Опять я здесь?…
Я снова окозался в том же самом лесу, на том же самом месте где и в прошлый раз, я не понимал что происходит, почему я снова в этом сне? Ладно не важно…
Я погулял где то 10 минут и снова наткнулся на то же самое дерево, но в этот раз не ударился, я почувствовал чей то пронзающий душу взгляд, мне это не очень понравилось так что я быстрым шагов ушёл оттуда.
***где то 20 минут блужданий спустя***
-Ну и где я теперь? Что мне делать? А заблудился?
Я услышал шорох со спины, я повернулся и.
-ЧТО ЭТО!!????
Прямо впереди меня стояла полностсю чёрная фигура, с красными глазами, высота у него была около 3 метров, он был тонким но менее страшным он от этого не становился, он был сильно искажён, как буд-то глючил, он медленно но верно подходил ко мне, его пасть открылась и он прокречал…
-У тебя осталось шесть дней!!!
Он побежал на меня, я начал бежать в обратную сторону, я бежал быстрее чем он, но споткнулся и упал и когда он настиг меня, я проснулся в холодном поту, меня всего тресло, подушка была вся мокрая, я посмотрел на часы 02:47, мне это покозалось странным, ведь я и в прошлый раз проснулся в это же время, но я решил пока что не придавать этому большого значения, но всё же решил выяснить что это было.
***14 часов спустя***
-В этот раз в закончу с этим.
Я надел пужаму, подошёл к кровати, но легко лечь мне не удалось, меня всего трясло, но я всё же сумел перебороть себя и сразу уснул…
-И я снова здесь, но на этот раз я пойду в другую сторону.
Сказал я себе, собрался силами и пошёл.
Я бродил по лесу в кромешной тьме, не понимая куда иду, я услушал шёпот со стороны…
-Осталось 5 дней…
Это меня не на шутку перепугало, но я решил продолжить путь.
***Некоторое время спустя***
Я потерял счёт времени, но наткнулся на какой то полусломанный особняк, посреди открытой поляны, услышав тяжёлый вздох за спиной я резко обернулся и когда увидел “ЭТО”, сразу проснулся.
На моём уме было только одно.
-Я должен добратся до туда, чего бы мне этого не стоило!
***Ночью***
И снова я сразу уснул
-И я опять здесь… Как мне не нравится этот сон, но что поделать…
Следующие две ночи я не мог найти особняк.
-Осталось 3 дня…
Я погуглил и узнал что эта тварь называется “душегуб”, это твари которые являются к людям во снах а через неделю крадут все воспоминания вместе с душой, неизвестно как можно их остоновить, и упаси вас боже если эта тварь выбрала вас…
-И что мне теперь делать?! Что-же получается мне осталось 3 дня…
***Ночью***
-Я должен понять, что эта тварь хочет от меня…
И тут она окозалась прямо за моей спиной… Я побежал что есть сил, увидел особняк, обернулся что-бы увидеть где эта тварь находится, она бежала в вдух метрах от меня! И я зашёл в этот особняк, внутри ничего не было видно, но я сумел разглядеть пару дверей, за одной из них было свечение, я хотел-было подойти к ней, но меня что-то схватило за ногу и потощило в тёмный угол.
-Два дня…
Я снова проснулся…
Я решил позвонить и рассказать другу об этом.
-Алло…
-Привет, как дела Андрюха?
-Да нормально, а у те…
-Слушай нет времени обяснять, быстро прийди ко мне домой я жду тебя.
-Но…
Я вылкючил телефон.
Уже через 30 минут он стоял у моего дома, я судорожно открыл дверь втянул его в дом и быстро закрыл дверь.
-Что с тобой Сергей?!
Я рассказал ему что происходио со мной на протижении последних 4 дней…
Он сидел и в недоумении смотрел на меня, хотел он было открыть рот, но я резко перебил его и сказал.
-Ты конечно можешь не верить мне но…
-Получается ты очередная жертва?
-Что?
Повисло неловкое молчание…
Мы смотрели друг на друга, он быстро встал и выкинул.
-Я помогу тебе!
-Как?
-Нууу, вообщем я слышал что если не дать ей поглотить себя, то она умрёт, и я хочу отомстить ей…
-За кого?
-За своего отца…
-Что?
-Ладно, хватит обо мне, если тебя не спасти ты умрёшь…
-И как ты намереваешься меня спасти?
-Увидишь.
***Ночью***
-Так значит я ложусь спать а ты при помощи ритуала заходишь в мой разум?
-Да, именно так.
-А чт…
Я сразу уснул…
-Блин я не успел сказать ему что-бы он провёл ритуал, ладно ничего, у меня ещё один день впереди.
***Десять минут спустя***
Я дошёл до особняка, и теперь готов зайти в эту чёртову дверь…
Я приоткрыл её и увидел нереальную картину, эта тварь пожирала что-то.
-Да это мои вопоминания!!!, НЕ ТРОГАЙ ИХ!!!!
Душегуб повернулся ко мне…
-Ну и зачем я это сделал?
Он побежал за мной и настиг меня.
-Один день.
Я проснулся, на часах 02:47, мой друг сидел напротив меня не моргая, он смотрел на меня я смотрел на него, мы так и просидели то утра…
-Что-же, было приятно быть твоим другом, Андрей…
-Не неси чепухи, я обязательно спасу тебя!
Мы пошли на улицу, погуляли до поздна и вернулис ко мне домой.
-План тот же?
-Да, но в этот раз сопротивляйся ему, не засыпай сразу, только тогда когда я скажу, понял?
-Ну да.
***30 минут спустя***
-Приготовся.
-Этому очень сложно сопротивлятся…
-Не засышай пока я не скажу.
-Ладно!
-Три, два, один, ДАВАЙ!!!
-Ах…
И я заснул, это мой последний шанс.
-У меня нет права на ошибку…
-Ты меня слышишь?
-А?!
-Это я Андрей.
-Неужели сработало!?
-Да но у тебя мало времени оно рядом, беги в особняк!
-Хорошо.
Я бежал где то 5 минут, мне направление говорил Андрей.
-Вот ты и на месте.
-А что дальше?
-Зайди туда, а я, буду там.
-Хорошо.
Я зашёл в особняк, и увидел как эта тварь схватила моего друга. Изо рта моего друга выходило белое свечение, это была это ДУША!!!
-Я иду Андрюха, держись!!!!
Я взял что-то тяжёлое и ударил этой твари по бошке два-три раза.
-Ты в порядке?!
-Да..а, осторожно эта тварь встаёт.
-Вижу.
Душегуб подошёл ко мне, замахнулся, я не мог двигатся, Андрей выхватил у меня из рук кусок металла и ударил по бошке твари, она сильно прокричала, и умерла…
-Конец?!
-Вроде бы, я не зн…
Мы оба проснулись.
-Ты меня помнишь Сергей?
-Да.
-ПОЛУЧИЛОСЬ!!!!
-А ты кто?
-Что? Это не смешно, я твой лучший друг Андрей!!!
-Кто?
Он плакая подошёл ко мне и я понял что он и правда мой лучший друг, то что я вам сейчас рассказываю, мне рассказал сам Андрей, наверно эта тварь всё же успела сожрать несколко важных вопоминаний, но я в порядке и слава богу…